Поисковое дело

После завершения боев сотни тысяч солдат остались не похороненными на полях сражений. Проблема не признавалась на официальном уровне и десятки лет после войны. Поэтому поиск погибших долгое время не имел организованного характера, это были акции отдельных неравнодушных людей.

  • С середины 1960-х гг. при школах и предприятиях стали появляться поисковые отряды, проводившие походы по местам боев.
  • В 1980-е гг. создание поисковых отрядов стало приобретать массовый характер. В Ленинградской области одними из первых стали отряд «Слёзы матерей» Александра Синицына, объединение «Победа» Александра Рувимова. В объединение Георгия Стрельца «Возвращение» вошли отряды «Русь» Александра Чупрова и «Святой Георгий» Олега Алексеева. Активно поисковое движение развивалось тогда и в других регионах. Общими усилиями этих первопроходцев в 1988 г. движение по поиску погибших солдат получило официальный статус и поддержку Комсомола.
  • В 1990-е и 2000-е гг. было создано множество поисковых отрядов и объединений, работавших, в большинстве случаев, за собственный счет.Координировала эту деятельность общественная организация «Союз поисковых отрядов России».
  • В 2006 г. Министерством обороны были созданы Отдельные Поисковые батальоны.
  • В апреле 2013 г. было создано «Поисковое движение России». Оно является самой крупной организацией, занимающейся полевой и архивной поисковой работой. Движение объединяет более 42 тысяч поисковиков всех возрастов в разных регионах России. Участники Движения ведут поисковые работы во всех уголках нашей страны, которые затронула Великая Отечественная война: в Аджимушкайских каменоломнях Керчи, на курильском острове Шумшу, на Смоленской земле, на островах Гогланд и Соммерс в Финском заливе, — всего в 38 субъектах Российской Федерации.

Команда «Невский баталист» образовалась в 2013 году на базе поискового отряда «Шлиссельбург» (2010-2021 гг.). Дмитрий Поштаренко – автор трехмерных панорам, был командиром этого поискового отряда. Дмитрий родился и вырос в Шлиссельбурге и с ранних лет занимался поиском и интересовался военной историей, выставочной деятельностью. В 2012 году возникла идея создания нового формата экспонирования – трехмерной историко-художественной панорамы. Развитие этого формата вы видите сейчас в инсталляции «Пропавшие в кинохронике».